МЕНЮ
Главная -> Стройматериалы -> Бетон и смеси -> Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 2

Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 2

Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 2

Во второй половине 60-х годов ВНИИстройдормаш разработал проекты двух автобетоносмесителей – С0942 (СБ-58) на шасси КрАЗ-258 и С-1036 (СБ-69) на шасси МАЗ-505Б, выпуск которых был налажен в 1968-1969 гг. Славянским заводом строительных машин.

На новых машинах в целом сохранились компоновочные решения, принятые на отечественных моделях, разработанных в конце 40-х годов, которые соответствовали устоявшимся мировым тенденциям. Однако, в кинематике было существенное отличие – на всех на всех предыдущих машинах зубчатый венец барабана получал вращение непосредственно от шестерни выходного вала редуктора, на новинках передача была цепной. Смесительный барабан у обеих машин приводился в действие от дизельного двигателя Д-37МСЗ, мощностью 40 л.с. Соответственно грузоподъемностью базового шасси, полезная вместимость смесительного барабана С-942 равнялась 3,2 куб.м, С-1036 – 2-2,5 куб.м. Автобетоносмеситель С-1036 в отличие от С-942, имел более широкие возможности, обусловленные конструкцией смесительного барабана: он мог приготавливать не только подвижные бетонные смеси, но и жесткие.

Советские конструкторы не останавливались на достигнутом. Уже в начале 70-х годов ВНИИстройдормаш разработал усовершенствованные автобетоносмесители СБ-92 емкостью 4 куб.м на базе КрАЗа и СБ-83 емкостью 4,5-5 куб.м – на полуприцепе к автомобилю МАЗ-504.

В настоящее время ситуация на российском рынке автобетоносмесителей заметно изменилась. Изменения произошли, сразу по нескольким направлениям: во-первых, существенно увеличился выпуск автобетоносмесителей на отечественных заводах, во-вторых, вырос ввоз зарубежной техники, и, в-третьих, произошло смещение спроса в сторону более вместительных машин.

Семь лет назад ежегодное суммарное производство автобетоносмесителей на предприятиях – основных поставщиках на российский рынок, КОМЗ-Экспорт и Туймазинском заводе автобетоновозов (ТЗА), составляло менее 1000 единиц. На Пушкинском машиностроительном заводе (ПМЗ) объем производства был весьма существенным, но основная масса техники – комплекты бетоносмесительных установок без шасси – поставлялись зарубежному партнеру – фирме «SCHWIG Stetter». Для отечественных потребителей ПМЗ выдавал не более 200 автобетоносмесителей в год.

Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 2

Строительный бум в России, наблюдаемый в последние годы, положительно сказался на деятельности отечественных заводов – изготовителей автобетоносмесителей. Общий рост темпов и объемов строительства привел к увеличению производства бетона. Повышение доли монолитного строительства также внесло весомую лепту в увеличение потребностей в бетонотранспортной технике. Помимо того, что наращивают «обороты» патриархи «автобетоносмесителестроения», в последнее время к ним присоединились новички. Правда, Красногорский завод цементного машиностроения, ныне – ЗАО «Бецема», нельзя назвать новичком – за плечами 60-летний опыт производства спецавтотранспорта для перевозки сыпучих продуктов (в т.ч. цемент навалом) и технологического оборудования для цементной промышленности. Однако на рынке автобетоносмесителей он пока новичок. В 2003 году предприятие представило первую модель автобетоносмесителя. Бецема делает первые шаги в этом направлении, но у нее уже есть успехи. Более полусотни машин в год можно считать хорошим показателем, при условии того, что отечественный рынок поделен в основном между Каменским и Туймазинским заводами.

Красногорский завод не единственный, кто посягнул на место, облюбованное другими производителями несколькими десятилетиями ранее. Мценский завод коммунального машиностроения недавно тоже изготовил автобетоносмеситель. Однако 4,5-кубовый АВС-246 на шасси КамАЗ-55111 пока что не вышел из стадии опытного образца.

А вот наши ближние соседи – Могилевский автозавод из Беларуси и Бетонмаш из Украины – потеряли интерес к российскому рынку. МоАЗ, освоивший выпуск автобетоносмесителей в 90-х годах, работает в настоящее время преимущественно на местный рынок. Предприятие по-прежнему выпускает ранее освоенные три модели – объемом 4 куб. м. на шасси МАЗ-5337, а также 6 куб. м. на шасси МАЗ-63035 и на шасси полуприцепа. Техника в основном продается через Минский автозавод, выступающий в роли заказчика. МАЗ поставляет в Могилев свои шасси, а затем продает комплектные автобетоносмесители через собственную сбытовую сеть. Второй канал выхода на белорусский рынок – участие в государственной программе строительства жилья в Республике Беларусь. В этом случае МоАЗ закупает на выделенные бюджетные деньги шасси Минского автозавода и сам выступает в качестве продавца.

Славянский завод ""Бетонмаш"" в былые времена был единственным производителем автобетоносмесителей на территории СССР. Сейчас предприятие фактически свернуло выпуск бетонотранспортной техники и сосредоточилось на изготовлении стационарных бетоносмесительных устанвок.

"