МЕНЮ
Главная -> Стройматериалы -> Бетон и смеси -> Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 1

Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 1

Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 1
"

В современное время автобетоносмесители (АБС) плотно и органично вошли в производственный процесс строительства, иногда кажется что они были всегда. Ни один, даже маленький, стройобъект не обходится без этого агрегата. Но еще менее века назад миксер на колесах был диковинкой в нашей стране. Автобетоносмеситель обязан своим появлением автомобилю. В начале прошлого века впервые попытались доставить на строительный объект свежеприготовленную бетонную смесь не просто в кузове автомобиля, а в специальном устройстве, позволяющем привозить эту смесь в надлежащем виде, а именно сохраняющим требуемую пластичность и однородность, что в конечном итоге влияет на прочность затвердевшего бетона. Индустриальные методы строительства дали толчок к созданию автомобилей-смесителей, которые способны приготовлять бетонную смесь (вода, песок, щебень, цемент) в процессе транспортировки из заранее отдозированных компонентов.

Советские конструкторы, создававшие первые автобетоносмесители, опирались на зарубежный опыт. Большое влияние на отечественную бетоно-транспортную технику оказали американские машины. Уже в начале прошлого века в США уделяли большое внимание вопросу транспортировки бетонной смеси без снижения ее качественных показателей. Первоначально выпускавшиеся в США многообразные устройства для готовой бетонной смеси и отдельно для приготовления бетонной смеси из загруженных компонентов в пути, к середине 30-х годов получили унифицированное исполнение. Для этого американские фирмы-производители оборудования для механизации строительных работ стали устанавливать на шасси грузовиков герметически закрываемые горизонтальные барабаны, вращающиеся вокруг своей оси. Внутрь барабана загружалась бетонная смесь, которая перемешивалась при помощи лопастей внутри барабана.

Автобетоносмесители – история и перспективы развития часть 1

В 1935-1936 гг. в США начали выпускать унифицированные машины, как их тогда называли, автобетономешалки-развозки, предназначенные не просто для транспортировки бетонной смеси, но и для приготовления ее в пути. В 1935 году в СССР по инициативе треста """"Союзстроймеханизация"""" была развернута техническая подготовка производства автобетономешалок и автобетоноразвозок. Ленинградский институт механизации строительства изготовил проекты двух машин, из которых одна была специализирована для перевозки готового бетона, а другая для приготовления бетонной смеси в пути. В 1936 и 1937 гг. серия этих машин в количестве 15 штук была изготовлена и пущена в эксплуатацию. Конструктивные недостатки и низкое качество изготовления, вкупе с отсутствием базы для производства таких машин, вынудили трест """"Союзстроймеханизация"""" прекратить их выпуск. К 1937 году в США четко определилась тенденция к унификации в одной машине обоих видов ее назначения: для перевозки и для приготовления бетонной смеси. Эти обстоятельства побудили трест """"Союзстроймеханизация"""" поставить производство унифицированных машин более совершенной конструкции.

В 1938 году, после двухгодичной подготовительной работы, на Киевском заводе """"Красный экскаватор"""" Главстроймаша начался серийный выпуск унифицированных бетономешалок-развозок (далее автобетоносмесителей) модели СССМ-738/С-49 на шасси автомобиля ЯГ-6. Первый советский автобетоносмеситель имел смесительный барабан полезной емкостью 1,5 куб.м, бак для воды на 240 + 40 л (соответственно, для приготовления бетонной смеси и промывки барабана), привод барабана осуществлялся от коробки отбора мощности базового автомобиля. Заметим, что из двух первых экземпляров автобетоносмесителей, изготовленных на """"Красном экскаваторе"""" один был на шасси ЯГ-6, другой на ЗИС-6.

Кроме автобетоносмесителя СССМ-738, выпускавшегося заводом """"Красный экскаватор"""", в тот период существовала еще одна модель, изготавливавшаяся в Ленинграде совместными усилиями Ленинградского института механизации строительства и 16-го Стройтреста. Автобетоносмеситель АБ-38 базировался на шасси трехосного грузовика ЗИС-6. Несмотря на то, что ЗИС-6 обладал меньшей грузоподъемностью чем ЯГ-6, на нем устанавливался смесительный барабан большего объема (полный 4 куб.м, полезный 2,2 куб.м). По отзывам эксплуатационников, конструкция АБ-38 оказалась лучше СССМ-738. Основной недостаток этой машины - пониженная скорость передвижения, что обусловлено перегрузкой шасси.

Следующий этап развития конструкций отечественных автобетоносмесителей пришелся на послевоенный период. В конце 40-х годов ВНИ-Стройдормаш разработал проект автобетоносмесителя С-269 на шасси грузовика ЗИС-150. Опытный образец машины изготовил Московский завод """"Дормашина"""". В отличие от довоенных конструкций, новинка имела ряд принципиальных отличий: смесительный барабан был не цилиндрическим, а грушевидной формы, и устанавливался на горизонтально, а под углом 17 градусов к горизонту. Его полезная емкость была чуть выше,чем у предшественника СССМ-738 на 1,6 куб.м, водяной бак также увеличенной вместимости 270 + 80 л. Неизменным оставался привод барабана, как и прежде, он осуществлялся от коробки отбора мощности базового автомобиля, что являлось существенным недостатком. По сравнению с СССМ-738, автобетоносмеситель С-269 прибавил в весе почти полтонны, его надстройка весила 2308 кг. Правда, после доработки машина стала более легкой, масса модернизированного варианта С-306 равнялась 2185 кг.

"" "